ТРАНСПОРТНО - ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
АДВОКАТСКОЕ БЮРО МЕЛЬНИКА ФЁДОРА
ТРАНСПОРТНО-ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Для расследования обстоятельств дорожно-транспортного происшествия каждая деталь оценивается на вес золота, поскольку даже мелочь в таком деле может решить дальнейшую судьбу человека - либо он получит обвинительный приговор и будет возмещать причиненные от автоаварии убытки, или отбывать наказание в местах лишения (ограничения) свободы, либо получит оправдательный приговор, останется на свободе и избежит значительных затрат.
На сегодня большинство водителей «идут в ногу со временем» и устанавливают в салоне своего автомобиля видеорегистратор, который осуществляет запись дорожной обстановки на автодорогах. Если вдруг сам водитель или другое транспортное средство попало в ДТП, то именно видеорегистратор является лучшим «помощником» при выяснении обстоятельств происшествия и облегчает процесс воспроизведения всех обстоятельств аварии.
Однако бывают ситуации, когда данное устройство у водителя отсутствует, и он по иронии судьбы попал в аварийную ситуацию. В таком случае историю событий могут «рассказать» образованные в результате аварии следы, которые в свою очередь являются главным объектом исследования при проведении трасологической экспертизы.
ИССЛЕДОВАНИЕ СЛЕДОВ С МЕСТА ДТП
Данный вид экспертизы транспортного средства после ДТП по своим задачам очень близок к автотехнической, о которой мы рассказывали в одной из своих статей. Ее также назначают по делам, связанным с нарушением безопасности движения на автодорогах. На практике при рассмотрении уголовного , административного или гражданского дела эти два типа экспертных исследований проводят одновременно, поскольку «дуэтом» они взаимодополняют друг друга: автотехническая раскрывает ДТП с технической точки зрения, а трасологическая экспертиза устанавливает механизм и причины аварии благодаря образованным следам.
Вопрос о проведении экспертного исследования следов с места происшествия и механизма их образования регулируется законом «О судебной экспертизе» , а также соответствующим положением нормативного документа о назначении и проведении экспертиз, согласно которому транспортно-трасологическая экспертиза, как и автотехническая, относятся к категории инженерно-технических и имеет соответствующие задачи.
ТРАСОЛОГИЧЕСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА: ВОПРОСЫ
В рамках данного типа исследования эксперт должен:
-
Идентифицировать по следам от автомобиля, определенного его образца или установить тип или модель транспортного средства;
-
Рассчитать и определить взаимное расположение машин в момент контакта;
-
Установить точку столкновения автомобилей и локализацию наезда на препятствие (другое транспортное средство, отбойник, пешеход и т.п.);
-
Пошагово выяснить, как образовались следы;
-
Определить, каким образом расположены машины относительно проезжей части в момент столкновения.
Далее законодатель в этом документе отмечает, что назначать данный вид экспертного исследования резонно тогда, когда эксперту могут предоставить объекты, которые находились в контакте при столкновении или материалы дела, в которых содержатся зафиксированные сотрудниками правоохранительных органов следы.
КОГДА И ГДЕ ПРОВОДЯТ ТРАНСПОРТНО - ТРАСОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с положениями действующих процессуальных кодексов, как и любая другая судебная экспертиза, так и трасологическая может осуществляться по инициативе сторон судебного процесса. В частности, в уголовном процессе сторона защиты (или адвокат как представитель потерпевшего) вправе привлекать эксперта на договорной основе для проведения независимого экспертного исследования (в том числе для установления механизма возникновения повреждений транспортных средств при ДТП по имеющимся следам).
Сегодня во всех городах Украины действуют много государственных и негосударственных научно-исследовательских экспертных учреждений. Так, для проведения транспортно-трасологической экспертизы автомобиля после аварии можно обратиться, например в Киевский-научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ), который относится к категории государственных экспертных учреждений. Есть также его филиалы в других городах Украины: Одессе, Львове, Днепре и Харькове.
Относительно негосударственных экспертных учреждений, то для осуществления такой деятельности они обязаны иметь соответствующую лицензию. Если речь идет об уголовном производстве, то как уже отмечалось выше, именно сторона защиты (или адвокат как представитель потерпевшего) наделены законным правом обращаться к независимым экспертам для проведения экспертизы на договорной основе (в частности, трасологической).
В свою очередь адвокатское бюро «Мельника Федора» имеет в своем арсенале перечень частных экспертных учреждений, которые не поддаются давлению правоохранительных органов и в которых работают настоящие профессиональные, креативные и высококвалифицированные эксперты, которые могут предоставить качественное, корректное и наиболее точное экспертное заключение, в том числе по вопросам проведения транспортно-трасологической екпсертизы. Также адвокаты по ДТП , в зависимости от конкретной ситуации смогут поставить экспертам именно те вопросы, ответы на которые будут играть ключевую роль в стратегии защиты.